«Радость бытия» Юлии Белоусовой

Сетевое издание «Уральский Рабочий» | Светлана Долганова, 30 января 2013
Урал все больше становится не просто "опорным краем державы", "каменным хребтом", но и настоящим средоточием культуры и искусства, уральской Пальмирой, настоящим оазисом, расцветшим среди гиперборейских возвышенностей. И это не пустые слова, ибо на нашем художественном небосклоне все чаще появляются новые имена и восходят новые звезды.

Таким открытием, можно даже сказать, сенсацией стало для нашего художественного мира появление молодой талантливой художницы Юлии Белоусовой. Воспитанница Санкт-Петербургской Академии художеств, Юлия заявила о себе сразу столь мощно и ярко, что сразу заставила о себе говорить и высоколобых знатоков, и маститых коллекционеров, и наивных неофитов от искусства. Ее академический уверенный живописный почерк в сочетании с нежным, юным, романтическим восприятием мира дает поразительные результаты. Когда смотришь на ее работы, возникает то самое, поэтическое настроение, которое бывает, когда «на земле еще тихо и рано». Именно тогда вами овладевает особое «светлое раздумье», совсем как в работе Юлии «Снежный день», когда кажется мысли, рифмы, сюжеты и образы падают с небес плавно и грациозно, подобно ажурным снежинкам, а мелодии рождаются легко, будто цветы поутру, и краски сами ложатся на холст... и поют, поют...

— Для меня живопись — это, конечно, прежде всего возможность нести в мир красоту, добро, свет и гармонию.- улыбается Юлия.- Я понимаю, что в нынешние времена это не слишком модно. Сейчас пришла эпоха торжества так называемого «актуального искусства», людям хочется чего-нибудь остренького, пряного, порой даже пугающего и шокирующего. Но, как ни странно, наевшись всех этих новых «измов», поужасавшись вволю над всякими «кошмарами на улицах Вязов», утомившись от инсталляций и перформенсов, они чувствуют, что их снова тянет к разумному, доброму и вечному. Мы ведь, согласитесь, живем в удивительно красивом мире. И эту красоту даже не надо искать, она повсюду. Достаточно поднять голову и посмотреть на небо. Небо всегда прекрасно. Ночное, в россыпи звезд, с сияющей жемчужиной Луны, или утреннее, розовеющее, свежее, будто только что пробудившееся ото сна, или летнее, жаркое, знойное, ультрамариновое, на котором, как поэт сказал «редеет облаков летучая гряда». Небо для человечества — вечный, радостный, неиссякающий источник вдохновения. Я вообще очень чувствительна ко всем этим «атмосферным явлениям». Ну, и потом, когда живешь в маленьком, уютном городке, подобно нашему (Юля с мужем Михаилом и маленькой дочкой сейчас осели в Краснотуринске), ты гораздо ближе к природе, нежели в современном мегаполисе, где все гремит, сияет, движется и играет 24 часа в сутки. Впрочем, пейзажист всегда «пленерен». Даже будучи жителем Нью-Йорка или Токио, он всегда найдет возможность вырваться хотя бы на время из этой мегаполисной, абстрактной замороченности, почувствовать запах трав, вкус дождя, послушать голоса ручьев, погреться под лунным светом. И потом все эти уникальные, драгоценные впечатления привнести в свои холсты.

Я смотрю на работу Юлии Белоусовой «Ночное чаепитие». Она сейчас представлена в экспозиции выставки «Радость бытия», которая проходит в Музее ХХ века в Литературном квартале на Пролетарской 10. Есть в этом маленькой, почти миниатюрном полотне какая-то особая, торжественная монументальность. Наверно, каждый из нас помнит в своей жизни такой момент: летняя ночь, деревенский дом уютно светится янтарно-желтыми огнями, под раскидистым деревом накрыт стол, вокруг которого собралась семья, звенят цикады, где-то вдалеке шумит поезд или журчит река, а над головой раскинулся темно-синий, глубокий бархат небесного шатра, усеянного миллиардами звезд. И как же хорошо сидеть, смотреть на эти звезды, звучщие музыкой Баха, и ждать быстрой и яркой падучей звезды, чтобы успеть загадать желание. Все это и еще многое другое есть в работе Юлии Белоусовой.

— Да, был у меня в жизни именно такой момент.- рассказывает она.- Удивительные минуты. Наверно, именно в такие моменты человек как-то особенно близок к счастью. Это ведь особое состояние — счастье. Оно не дается ни большими деньгами, ни бесконечной погоней за удовольствиями. Оно дается именно таким ощущением гармонии с собой и с этим миром. Мне часто хочется рисовать счастье. Наверно, потому что творчество дает его в полной мере, и мне это чувство хорошо знакомо. Например, когда я рисовала свою «Снежность», главное для меня было именно вот это ощущение радости от танца снежинок, которые кружатся в свете фонаря, и в душе звучит музыка Чайковского. В такие моменты хочется говорить стихами, настолько мир вокруг тебя кажется прекрасным, и ты нравишься сам себе, и жизнь кажется наполненной. Или вот мое «Утро на синих скалах». Еще туман стелется по реке, ты плывешь на байдарке по тихой, темной воде и перед тобой, из тумана поднимаются эти великаны. Ты смотришь на них, могучих, старых, с соснами, выросшими на их плечах, и начинаешь что-то новое понимать о времени, его течении, его огромности и неизбежности. И ты слышишь эти скалы, их голоса, рассказывающие тебе что-то такое мифологическое, эпохальное. Или совсем другое ощущение, когда видишь молодой березняк. Хрупкий, звонкий, весенний, готовый зазеленеть. Можно прижаться щекой к белой коре и почувствовать, как по стволу бежит березовый сок. Ну да в сущности, любая моя работы — она о радости бытия. Наверно, поэтому мне и захотелось так назвать свою выставку.

Молодость, счастье, восторг, нежность, умиление — все эти чувства, ощущения, состояния — частые гости с живописи Юлии Белоусовой. И не только потому что сама она еще так молода. Просто, у нее, помимо живописного, есть еще один особый талант. Она действительно любит и умеет быть счастливой. В нынешние времена — это редкостный дар. Мы за последнее время многому научились, много узнали, испробовали, но вот это умение — просто быть счастливым — встречается все реже. Более того, зачастую посреди самых горячих и пряных удовольствий, мы вдруг останавливаемся, осознавая, что бесконечный поиск новых ощущений лишь усиливает нашу жажду. Мы подобны древнему Танталу, который стоя по шею в воде не мог напиться. И поэтому особый дар Юлии Белоусовой столь ценен и редок. В каждой своей картине она учит нас тому, что мир прекрасен, что мы часть его и потому тоже прекрасны, что когда бы ты не посмотрел вокруг глазами художника, тебе откроются удивительные красоты и сокровища, а что уж это будет — зимний, хрустящий, искрящийся пейзаж или горсть слив, брошенных на чистую скатерть, это в сущности не так уж важно. Важна она, та особая радость бытия, вкус которой мы почти забыли. Автор — Светлана Долганова.

Источник: http://газета-уральский-рабочий.рф/specialissues/?special=745/