Мелодия «Снежности». Как художники зиму открывали

"Вечерний Екатеринбург", декабрь 2013 г., автор - Светлана Долганова
Снег выпал и укрыл не только улицы города. Сейчас и галерея «Эгида» Свердловской академической филармонии (ул. Карла Либкнехта, 38а) вся «в снегу». Здесь открылась выставка картин художницы Юлии Белоусовой.

«Снежность» — так называется выставка и так Юлия Белоусова определяет то особое состояние, которое дарит нам русская зима. Когда смотришь на картину Юлии под «титульным» названием экспозиции — «Снежность», кажется, что ты попал в сказку. Хотя здесь всё так просто: кружатся снежинки, сияют жёлтым светом уличные фонари, девушка под снегом гуляет с собакой. Но невозможно отделаться от ощущения, что звучит тихая музыка. Может быть, что-то зимнее из «Времён года» ЧАЙКОВСКОГО. И рождаются удивительно романтичные мечты о будущем, о новогоднем. И музыка с мечтами не отпускает, пока разглядываешь все картины этого «снежного» живописного цикла.

Художница Юлия Белоусова любит зимнюю снежность и умеет её рисовать. Она рассказывает об этом белоснежном времени года увлечённо и «вкусно» на фоне своей выставке в галерее «Эгида».

— Побывав во многих странах, начинаешь понимать, что русская зима — нечто совершенно особенное. Учишься по-новому любить это странное время, когда всё вокруг становится графично-чёрно-белым. Снежная королева у нас не злая, а весёлая, красивая, добрая, и зовут её Снегурочкой. С детства помню, это её всё время надо спасать от злых волшебников, чтобы пришёл Новый год, а вовсе не у Снегурочки отнимать замёрзших детей. Для меня зима — самое романтичное время. Снегопад — это же настоящая феерия! Да ещё вечером, да ещё при свете фонарей... Настоящая сказка, никаких других «декораций» не надо, любой Версаль рядом с этим меркнет...

Русские художники, кстати, не сразу полюбили живописать зиму. В XVIII веке, к примеру, её «не замечали». Ведь итальянские академики в Риме не могли научить их восприятию и воссозданию в красках снежной зимы. Только венециановский круг — живописцы, которые были близки к природе, к деревне, вдруг «обнаружили» это время года. Открыли его, как Колумб Америку. «Изобрели», а вернее, подсмотрели особый русский зимний колорит, необыкновенное освещение, которое дарит всем предметам белейший свежий снег. Это мы видим и сегодня в «снежном» цикле нашей молодой современницы Юлии Белоусовой.

Вот её «берёзовое» зимнее чудо. Белые деревца на фоне ещё более белого снега создают целую белоснежную сюиту. А вот снег на картине уже заметает улицу Толмачёва, осеняет снежным крылом купола Патриаршего подворья.

Снега на этой предновогодней выставке в «Эгиде» видимо-невидимо — целые сугробы, поляны и равнины. То он рассыпается в свете рекламных вывесок цветным карнавальным конфетти, то стелется пушистым ковром, то вдруг закроет, занавесит туманом из мелких снежинок и крупинок неведомые дали. В нём ощущается та нежность-снежность, которая и дала название всей зимней серии.

— Снег — большое искушение для художника, — продолжает разговор с «ВЕ» Юлия Белоусова. — Так хочется подольше поработать на зимнем пленэре, но тогда действительно рискуешь попасть в плен к Снежной королеве. Только успеешь что-то почувствовать, уловить, а уже и руки закоченели, и кисточка не идёт. Однако эти такие короткие минуты снежного вдохновения потом ещё долго не отпускают.

Смотрю на ещё одну «снежную» работу Юлии — её «Севастьяновский дом под снегом». Вечер, жёлтое золото фонарных огоньков на фиолетовом бархате неба, снег медленно и плавно опускается на город. Сказка. Тихая музыка. Близкий Новый год. Снежность...

Источник: http://вечерний-екатеринбург.рф/culture/visual/13207-melodiya-snezhnosti/